Адаптация нового персонала – комплекс мероприятий, направленный на ознакомление сотрудников с правилами, особенностями работы и их быстрого вовлечения в трудовой процесс. Помогает снизить текучку кадров, поскольку новички могут осознавать свою значимость, оценивать перспективы карьерного роста, проникаться корпоративным духом, что влияет на лояльность по отношению к руководству, повышает мотивацию. Повышается эффективность работы, меньше ошибок допускается работниками.

Если адаптация персонала в компаниях не реализована или не продумана, то это чревато крупными потерями для бизнеса: задержки по проектам, потери клиентов, поломки дорогостоящего оборудования и техники из-за ошибок рабочих. Наконец, адаптация обходится намного дешевле, чем рекрутинг.

Этапы адаптации персонала в компании

 

Процесс адаптации персонала состоит из нескольких этапов:

 

Preboarding (пребординг)

Первичное собеседование, которое часто проводится рекрутером дистанционно. Цели – понять, совпадают ли ценности компании и кандидата, повысить лояльность, подготовить к работе.

 

Onboarding (онбординг)

Начальное обучение основам работы с первых дней испытательного срока. Онбординг необходим, чтобы быстро освоиться на новом месте, получить информацию о рабочих процессах, принципах взаимодействия с коллегами, и начать выполнять трудовые обязанности. Этап состоит из ориентации (практического знакомства) и функциональной адаптации (выполнение прямых трудовых обязанностей, межличностные отношения с другими сотрудниками и руководством). В зависимости от характера деятельности, должности может длиться от нескольких дней до 1 года.

 

Финальная интеграция

Оценка эффективности адаптации нового работника, его вовлеченности, мотивации, профессиональной пригодности, способности преодолевать стресс, психологические проблемы, умения справляться с трудностями, находить оптимальные решения возникающих задач. Проводится через 3-6 месяцев.

Основные инструменты и методы адаптации

 

Эффективная адаптация персонала в организации использует следующие основные инструменты и методы:

 

Онбординг-программы

Составляются HR-менеджерами, кадровиками и/или более опытными коллегами. На основании разработанных программ новичкам предоставляют инструменты для самостоятельного онбординга: гайды, доступ к корпоративной базе знаний, видеоинструкции, чек-листы, пошаговые текстовые инструкции, схемы, welcome-book (адаптационную книгу), платформы для онлайн-обучения и пр.

 

Наставничество

За новым сотрудником закрепляется наставник (более опытный коллега). Новичку передаются знания и опыт, оказывается помощь при решении реальных рабочих задач. Опытный работник показывает на практике эффективные, иногда нестандартные подходы к работе для развития необходимых навыков, умений. Наставничество также помогает влиться в коллектив, лучше понимать корпоративную культуру.

 

Менторство и баддинг

Ментор – штатный сотрудник компании, самостоятельно определяющий интенсивность и направление обучения. Задача менторства – помогать новичкам тогда, когда к ним обращаются для индивидуального роста и собственных целей, а не целей компании в отличие от наставничества. Бадди – коллега-приятель, помогающий новому сотруднику по всем вопросам, не связанными непосредственно с профессией – рассказывает, к кому обращаться при неисправностях техники и оборудования, в каких программах работать, как осуществляется обратная связь с другими отделами, руководством, как проходит подготовка к корпоративам и т.д. Баддинг – адаптация в неформальной обстановке.

 

Регулярная обратная связь с руководителем, HR-менеджером

Наличие обратной связи, встречи с руководством – важный элемент адаптации, поскольку позволяет сотруднику чувствовать свою значимость для компании.

Иногда адаптация персонала может включать в себя welcome-тренинги (очный или онлайн-тренинг в первую неделю работы), шеддугинг (новичок постоянно находится рядом с опытным коллегой для наблюдения и уточнения информации).

Распространенные ошибки

 

К основным ошибкам, которые допускают при адаптации, можно отнести следующее:

 

Формальный подход

Система адаптации персонала – это мощный комплекс инструментов для повышения продуктивности работы, повышения уровня знаний (практических, а не теоретических, полученных в учебном заведении), а не просто современный модный тренд. Требуется понимание принципов, методов, задач и целей адаптации – без этого вся система становится бесполезной.

 

Предоставление большого количества информации

Организационная ошибка, которая может привести к негативному эмоциональному восприятию – информация просто не воспринимается, не усваивается. Часто усугубляется отсутствием четкого плана, систематичности подачи, структурированности материалов.

 

Отсутствие понятных ключевых показателей эффективности

Если нет простых и понятных KPI, то ни HR-менеджер, ни наставник или ментор, ни сам новичок не смогут понять, эффективно ли проходит адаптация или нет.

 

Игнорирование корпоративной культуры

Для успешной работы в команде и достижения целей компании, личного роста требуется понимание и строгое следование корпоративной культуре.

Показатели эффективности адаптации

 

Совершенствование адаптации персонала осуществляется на основе оценки ключевых показателей: коэффициента текучести кадров, индекса удовлетворенности сотрудников, времени выхода на производительность, стоимости выхода на производительность, возврата инвестиций. Для получения сведений о продуктивности системы и необходимости ее улучшения помимо статистических данных из отдела кадров и HR-отдела проводят следующие мероприятия:

  • Опросы, анкетирования, тестирования сотрудников, в т.ч. анонимные, если есть риск получения неправдивой информации (например, когда линейный персонал боится «мести» со стороны менеджеров, руководителя).
  • A/B-тестирование для определения более эффективных методов адаптации.
  • Обновление программы адаптации на основе информации, полученной по обратной связи, внедрение новых технологий в процесс обучения.

Помощь в подборе и адаптации персонала

 

Адаптация позволяет новым сотрудникам быстрее осваиваться в компании сразу после трудоустройства. На начальных этапах важно создавать комфортные условия для новичков, направлять работников, обеспечивать комплексную поддержку для профессионального и личного развития.

Мы предлагаем услуги по разработке программ и проведению адаптации персонала для различных направлений бизнеса. Подбор и адаптация персонала в соответствии с краткосрочными и долгосрочными целями компании, отслеживание KPI и предоставление подробной статистики по отчетным периодам или в любое время по запросу.