Кто формирует команду?

  • Хороший вопрос. В глобальном смысле – конечно, руководитель, лидер. Его темп работы, его стиль передаются коллективу. Но ведь кто-то должен подобрать такую команду на начальном этапе. Это тоже большое искусство. Искусство грамотного подбора, которым владеет рекрутер.
  • Смена работы относится к одним из значимых событий человеческой жизни, наряду с супружеством, приобретением жилья, рождением детей. И как хороший тамада на свадьбе, рекрутер формирует настрой на работу, повышает мотивацию кандидата и отвечает за его успех в будущем.

Как создается полезное действие

Рекрутинг – это кадровый отбор, формирование штата. Он имеет в основе работу с людьми и двойное полезное действие:

  • подбор работников по заказу;
  • предоставление соискателям подходящей работы.

А вот то, какими методами этого добивается рекрутер, заслуживает отдельного разбора.

Обязанности рекрутинга подразумевают размещение вакансии, сбор и анализ резюме, осмотр и отбор соискателей, предоставление подходящих кандидатов на рассмотрение руководителю или заказчику, трудоустройство и сопровождение на период адаптации.

Это краткое перечисление. На каждом этапе много профессиональных тонкостей и подводных камней. Для примера возьмем профессиональный спорт, где давно уже принято нанимать легионеров, приход которых в команду влияет на ход игры.

Так же и грамотный рекрутинг помогает быстрее вывести на рынок новый продукт, с наилучшими результатами завершить проект, устранить преграды на пути бизнеса. Все потому, что отобранный рекрутером работник принес в компанию свежие идеи, новые технологии, инновационные продукты. Доход от рекрутерской деятельности может исчисляться миллионами.

Виды рекрутинга

Когда говорят о видах данной деятельности, то подразумевают разную классификацию, например: по качеству, доступности, методам.

  • Линейный подразумевает массовый быстрый набор на должности, не требующие высокой профессиональной квалификации (операторы, подсобные рабочие, уборщики помещений и территорий, грузчики, охранники, курьеры и т.п.) Технологии работы соответствующие – стандартное размещение, отбор по формальным признакам.
  • Management Selection (выбор руководства) используется для углубленного поиска работников с высокой квалификацией и на должности среднего управленческого звена. Его применяют, когда пассивный поиск в виде размещения в открытом доступе информации о вакансии не дал результата.
  • Executive search (исполнительный поиск) целенаправленно ориентирован на подбор руководителей и ТОП-менеджеров, которых нет в свободном поиске на рынке труда. Использует сложные методологии подбора.
  • Headhunting (охота за головами) иногда, и не без основания этот метод считают откровенным переманиванием ценного работника из одной компании в другую. Все зависит от чистоты методов, которыми пользуются рекрутеры, и их порядочности. Но как метод здоровой конкуренции он тоже имеет место на объективных основаниях.

    Чаще всего им пользуются бизнес-конкуренты из сферы продаж, IT, банковских и других коммерческих структур. Не брезгуют и производственники, поскольку найти и обучить своего технолога или инженера иным способом не могут.

Иногда результат непредсказуем и зависит только от таланта рекрутера. Например, когда крутого специалиста не удается или нет возможности привлечь более высокой зарплатой, могут сработать такие мотивационные факторы, как наличие зеленой лаунж-зоны на крыше нового офиса или предоставление персонального тренера по карате при смене места работы.

В том, чтобы нащупать чувствительные точки клиента и грамотно воздействовать на них, и заключается талант рекрутера высочайшего класса.

Доступные методы рекрутинга

Рекрутинг отталкивается от конкретных нужд компании-заказчика. Поэтому в разных ситуациях работают разные методы.

  • Digital-рекрутинг использует в работе всемирную паутину – электронные поисковые ресурсы (порталы поиска работы и работников, социальные сети, мессенджеры), а также специально разработанные поисковые программы. За ними следует просмотр и сортировка резюме, обзвон потенциальных кандидатов и приглашение на собеседование.
  • Реферальный рекрутинг – подбор по рекомендациям из ограниченного круга лиц по факту личного знакомства и рекомендаций. Способ быстрый, он исключает стадию первичного отбора, который дублируется личным знакомством, но не всегда эффективный из-за субъективности оценок профессиональных качеств соискателей.
  • Скрининг – сортировка по формальным признакам без глубокого личностного анализа соискателя. В расчет принимается узко определенный сегмент – отбор по образованию, опыту, возрасту. Оправдан при массовом наборе на линейные позиции компании, производства, строительства, разовых и сезонных работ.
  • Прелиминаринг подходит для тех, кто готов организовать обучение на рабочем месте. Оправдал свое назначение в случае запуска новой линии производства с технологиями, которые не применялись ранее. Тогда есть возможность набрать молодой, мотивированный на получение трудового опыта персонал и подготовить целенаправленно под нужды предприятия.

На себя надейся, доверяй профессионалам

  • На деле это две разных стратегии подбора персонала – внутренняя и внешняя. В серьезных корпорациях рекрутингом занимаются самостоятельные отделы или департаменты. Но там и поток найма по потребностям достаточно высок. В обычной среднестатистической фирме отбором по необходимости занимается кадровик или сам руководитель. Не всегда такой подход является рациональным. Быстрее и на поверку дешевле прибегнуть к помощи рекрутингового агентства. Люди с опытом и необходимым набором знаний и умений справляются с разовым поручением, массовым подбором, комплектацией «с нуля», быстрым поиском и персональными задачами, которые относятся к категории коммерческой тайны.
  • Если компания приемлет такую форму работы, как аутсорсинг, то для нее удобны обученные рекрутеры с отработанными методологиями сбора информации, собственной базой данных о свободном кадровом резерве и гарантиями на случай, если работник не справится с задачей в период испытательного срока. Можно обходиться и собственными силами, действовать проверенными дедовским способами. Пока трудовой рынок не исчерпал себя без остатка, они тоже работают.

Рекрутер: психолого-социальный портрет профессии

  • Рекрутер работает с людьми. Он отчасти психолог, немного менеджер и слегка аналитик, хорошо, если имеет юридические знания. От его профессионализма зависит конечный результат. Этот человек может сделать так, чтобы новый сотрудник подошел вам, как недостающая деталь пазла для восприятия целостной картины. Он не стреляет «из пушки по воробьям», а точно знает, где и кого искать. Уникальн6ые бизнес-идеи, гениальные планы и идеальную маркетинговую стратегию он наполнит качественным содержанием в виде человеческих ресурсов.
  • Кстати, первым рекрутером в Государстве Российском можно назвать Петра Первого, который в XIV веке привлекал к работе иностранных профессионалов по многим отраслям и, как видим, не прогадал. К ценности рекрутера добавим, что как таковой специализации рекрутмента не найти в учебных планах подготовки образовательных учреждений. В лучшем случае, это будет человек, получивший образование по направлениям: маркетинг, менеджмент, психология. Среди них встречаются бывшие педагоги, выходцы из других гуманитарных профессий.

Рекрутер – это лицо компании, первый человек, с которым сталкивается соискатель на пороге нового места работы. По его имиджу, действиям, поведению формируется отношение к компании. Он создает бренд привлекательности рабочего места. А вслед за числом успешно трудоустроенных сотрудников растет и его личная привлекательность.

Так что сами рекрутеры представляют собой человеческий капитал, являются специалистами узкой направленности, чей бесценный, уникальный опыт нарабатывается годами и стоит, как всякий капитал, очень дорого.